В 2010 году Россия примет менее 2 млн. иностранных рабочих.
Это почти вдвое меньше, чем в 2009 году. Стоит отметить, что и в этом году квота была выбрана в регионах далеко не полностью — только 65%. И только в крупных городах Центрального округа, прежде всего в Москве, были задействованы все ресурсы. Эксперты говорят, что сокращение иностранных рабочих — это результат кризиса. Так ли это? И какие последствия будет иметь сокращение потока мигрантов почти в 2 раза? Об этом Руслан Быстров беседовал с экспертом, гостем в студии радио «Вести ФМ» — замначальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Олегом Артамоновым.
Патент превратит нелегального мигранта в легального
Быстров: Сегодня мы будем говорить о мигрантах и миграции. У нас в студии заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Олег Артамонов. Олег Викторович, я вас приветствую.
Артамонов: Добрый день.
Быстров: Итак, не за горами Новый год. Новый год для вас – это новые квоты для мигрантов и, как стало известно, новые правила, потому что в следующем году возможность легально работать в России будет предоставляться не только с помощью квот, но и с помощью патентов. Расскажите, пожалуйста, что это за мера такая, как этот механизм будет работать?
Артамонов: Наше миграционное законодательство, я имею в виду Российской Федерации, не стоит на месте, оно постоянно изменяется. И вот, очередные изменения, которые на сегодняшний день пока еще являются проектами — внесены в Государственную Думу на рассмотрение. Предполагают, что со следующего года могли бы уже выдаваться так называемые патенты, которые дают право иностранным гражданам осуществлять трудовую деятельность у физических лиц, то есть трудовую деятельность у физических лиц, которые не извлекают какой-то прибыли.
Быстров: И сразу мы разъясняем: квоты нужны для работы у юридических лиц.
Артамонов: Квоты – это заявки работодателей, это вакансии на рынке труда, а патенты – это те разрешения фактически на работу, то право осуществлять трудовую деятельность именно у физических лиц, и это не облагается никаким квотированием.
Как мигранту получить патент
Быстров: Как получить этот патент, что для этого нужно мигрантам?
Артамонов: Для этого мигранту нужно достаточно мало – легально прибыть на территорию РФ, легально находиться здесь, то есть с учетом миграционных правил, миграционного учета. Подготовить минимум документов, то есть заполнить анкету, приложить фотографию, иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий легальное пребывание, и уплатить госпошлину за данную услугу.
Быстров: Которая составляет?
Артамонов: Тысячу рублей.
Быстров: И сколько действует патент?
Артамонов: Патент имеет достаточно длительное действие. Но его действительность подтверждается ежемесячным платежом в размере тысяча рублей.
Быстров: Каждый месяц?
Артамонов: Ежемесячно.
Патент выгоден и мигранту, и работодателю.
Быстров: А теперь объясните, пожалуйста, чем эта мера выгодна для нас как принимающей стороны, и для мигрантов как людей, которые здесь гостят и которые здесь пытаются заработать деньги?
Артамонов: Обратите внимание, что многие эксперты в миграционной сфере говорят о 4-5 миллионах нелегальных мигрантов. Мы в миграционной службе провели некий анализ той информации, которая к нам поступает в наши информационные ресурсы. Выявили такую тенденцию: огромное количество иностранных граждан трудится именно у физических лиц, им достаточно сложно получить разрешение на работу, и они, обходя эту норму, осуществляют трудовую деятельность нелегально. Для того чтобы ввести их в так называемое правовое поле, мы и вводим этот патент.
Быстров: А почему вы думаете, что они захотят в это правовое поле?
Артамонов: А я думаю, что всем хочется легально присутствовать на территории другого государства.
Быстров: Что значит легально, что они получают?
Артамонов: Они получают право спокойно осуществлять трудовую деятельность, спокойно заключать трудовые договора, гражданско-правовые и с помощью этого механизма защищать свои права и свободы.
Быстров: А люди, которые нанимают их на работу, что получают?
Артамонов: Безусловно, получают то же самое. Заключая трудовой договор с таким лицом, можно заранее описать все действия, которые вы ждете от него, все те услуги, которые вы хотите получить, размер оплаты и так далее. В случае несоответствия запрашиваемых услуг и предоставляемых услуг, допустим, можно обратиться либо в суд, либо в другие органы, которые рассудят уже в соответствии с трудовым или гражданским правом.
Быстров: Сейчас заключение этих договоров в принципе невозможно, потому что мигрант не может легально работать на физическое лицо изначально, правильно я понимаю?
Артамонов: Он не обладает таким правом, он будет обладать таким правом, если он получит разрешение на работу. Разрешение на работу на сегодняшний день увязано с заявочной компанией, конкуренцией на российском рынке труда. Сейчас ему это достаточно сложно сделать. Мы эту процедуру для него упрощаем.
Две стороны одной медали
Быстров: Будет проще. Но всегда у медали две стороны. И упрощенная процедура здесь может нести очень серьезные последствия, о которых, кстати говоря, открыто заявляют столичные власти. Они говорят о том, что благодаря этим патентам возникнут лазейки, благодаря которым в свою очередь количество мигрантов вырастет в геометрической прогрессии. Вы можете согласиться с этим или опровергнуть такое мнение?
Артамонов: Говорить о том, что оно вырастет в геометрической прогрессии, когда мы говорим о том, что нелегальная миграция есть, — это значит, что они уже здесь. Мы хотим, чтобы те, которые здесь и пытаются нелегально осуществлять трудовую деятельность, вошли в правовое поле, стали легальными трудящимися. Все на это направлено. Не думаю, что их количество увеличится.